5 отговорок, чтобы не планировать систему занятий с ребенком

Большинство родителей так или иначе стараются заниматься с детьми. Некоторые делают это время от времени, хаотично и на бегу: немного почитают, на следующий день поиграют в кубики, потом вспомнят про пирамидку или конструктор. Другая группа предпочитает вручить тяжелую ношу развития чада специалистам и отдают на откуп кружков и специальных центров подбор уроков, материалов и пособий. Есть и родители (к сожалению, таковых меньшинство), которые скрупулезно изучают различные методики, останавливаются на одной наиболее подходящей или компонуют собственную с использованием лучшего из каждого течения. Эти мамы и папы не ленятся систематически заниматься со своими детьми, подбирая необходимый инвентарь, создавая компьютерные презентации и предоставляя чадам все новые области для познания и экспериментов.

 
Скажу честно, меня эти люди восхищают. Я не устаю удивляться их трудолюбию, фантазии (одно планирование тематических неделек чего стоит) и постоянству. Очень хотелось бы так же творчески подходить к организации нашего с дочкой досуга, но постоянно что-то мешает. Поэтому я решила выделить 5 наиболее популярных отговорок, чтобы не планировать систему занятий с ребенком, и порассуждать о каждой из них.
 
1. “У меня нет на это времени”
 
В самом деле, предварительное изучение методик, планирование и подготовка необходимого материала потребуют от родителей (и в первую очередь, мамы) определенных усилий и сколько-то минут-часов-дней. Я прекрасно понимаю работающих женщин, которым нужно успевать зарабатывать деньги, поддерживать чистоту в доме, кормить всех членов семьи, да еще и не забывать о развитии подрастающего поколения. Да уж, это серьезная нагрузка. 
 
Но коль скоро у взрослых все-таки есть стремление дать малышу чуть больше, чем совместный просмотр вечерних новостей и бесконечных сериалов, нужно немного постараться. Тем более, специалисты по тайм-менеджменту настаивают, что планирование поможет сделать намного больше, чем хаотичное хватание то за одно, то за другое.
 
Стоит потратить некоторое время, чтобы оценить вашего карапуза - что ему нравится, в чем он достиг определенных успехов, а какие моменты “хромают”. После этого можно ознакомиться с краткими обзорами наиболее популярных методик детского развития и решить, подходит ли вам что-то из предложенного. Насколько описываемый вариант укладывается в ваши представления о воспитании малыша. Сможете ли уделять столько времени, сколько требуется авторами. Ведь есть достаточно трудоемкая система занятий с ребенком Г. Домана, предполагающая многократный показ картинок в течение дня. А вот подход Монтессори - это самостоятельное изучение предметов в специально организованной среде, тренировка навыков самообслуживания. И вот уже как раз это можно вполне гармонично встроить в жизнь и быт даже самой загруженной семьи. Достаточно небольшого перечня разносторонних занятий, главное, чтобы они проводились регулярно.
 
Ну а неработающих мам ограничивает, на мой взгляд, не нехватка времени, а скорее недостаток желания или пристрастия в виде телевизора, компьютера или любимого хобби.
 
2. “Это слишком сложно”
 
Разобраться с сутью самих методик, на самом деле, не так трудно, как кажется. Как я уже говорила, все сделано до нас: в интернете выложены принципы основных учений, указаны их сильные и слабые стороны. Более предметно изучайте именно то, что пришлось по душе. Также в магазинах детских товаров или интернет-магазинах предлагается достаточно много готовых пособий. По ним и работайте, подключая фантазию к тому, как еще можно использовать предлагаемые материалы.
 
Организовать регулярные упражнения и подобрать необходимую информацию и требуемый инвентарь уже несколько сложнее. Тут порекомендую найти сообщества, группы или форумы, посвященные темам развития, воспитания или детского творчества. Многие авторы щедро делятся системами занятий с ребенком, планами, наработками, карточками и шаблонами для скачивания. Так мамы-ленивицы смогут приобщить своих деток к удивительному миру увлекательных игр, познавательных тематических дней и недель, а также просто разнообразить совместный досуг.
 
3. “Ему это не интересно”
 
Конечно, полуторагодовалый карапуз вряд ли станет прилежно внимать маме, показывающей буквы указкой  на плакате. А вот изучать свойства песка и воды, дуть на бумажные корабли в луже или узнавать новое об окружающих его насекомых - намного интереснее. Ключ в том, чтобы подбирать занятия по возрасту, облекать информацию в игровую форму и искать поле для познаний в любимых делах.  
 
Дети тянутся ко всему интересному, новому и необычному. Поэтому все малыши на площадке на 100% подбегут узнать, что за эксперименты устроила какая-нибудь мама, желающая познакомить своего кроху с жизнью муравейника, или что за веселые подвижные игры затеял с сыном папа.
 
4. “В детском саду и школе научат” 
 
Во-первых, неизвестно, насколько творчески конкретное учреждение подходит к организации досуга воспитанников. Не так давно наблюдала грустную картину: в окно садика были видны “куклы” - голенькие пупсики с оторванными паричками. Ну а роль воспитателя на прогулке - присматривать за детьми, не более того. Видимо, все это способно заменить разностороннюю систему занятий с ребенком...Поэтому как минимум, следует поинтересоваться, по какой программе строится обучение детей, какие материалы имеются в наличии. А при возможности еще лучше поприсутствовать на одном из уроков.
 
Во-вторых, многие малыши получают путевку в муниципальное учреждение ближе к 4 годам. А ведь именно первые 3 года считаются специалистами по раннему развитию наиболее важными в процессе воспитания, накоплении необходимого запаса информации об окружающем мире, становлении его как личности.  Поэтому лучше взять инициативу в свои руки, и чем скорее - тем лучше! 
 
5. “Не хочу растить “гения”
 
О как часто приходится слышать от посторонних, узнавших, что вы с крохой смотрите карточки или ставите эксперименты: “Ты лишаешь ребенка детства!”, “Вундеркинда хочешь воспитать?” и тому подобные сентенции. Маме приходится буквально оправдываться. И порой так и тянет сдаться: может, бросить все, да и расслабиться? Растут же дети и без тематических недель? А вдруг малыш потом окажется белой вороной? Эти и многие другие вопросы, сомнения и опасения одолевают, и вот потихоньку занятия сходят на нет.
 
Однако зачастую мы недооцениваем возможности наших карапузов и то, как много всего они могут постичь, если им это интересно. А мы именно так и хотим заниматься - ненасильственно, в игровой форме и ровно до тех пор, пока кроха внимает. Ничего плохого в одаренности нет, ведь так? А информацию можно преподносить и в любимой малышней луже и за рассматриванием в лупу жука.  И это будет именно беззаботное и запоминающееся детство, которое так важно для каждого из нас. 
 
Е.К.
Август 2013 г.