Настольные игры для детей до 3 лет

У вашего малыша есть свой собственный стол? У меня деревянный стол ассоциировался в детстве с Важным Делом (которым обычно занимался старший брат). Стол был мечтой? Потому что за ним можно было играть и сделать столько всего интересного! Не верите? Достаньте любую настольную игру, позовите домочадцев и отправляйтесь в интереснейшее путешествие по миру настольных игр!
 

Долгожитель среди игр

 
Человечество играло всегда: зайдите в любой историко-этнографический музей, и вы наверняка обнаружите куклу-оберег, «детские» орудия труда, затейливую погремушку. Настольная игра — экспонат более редкий, однако имеющий тоже довольно богатую историю. По мнению некоторых ученых, древнейшим из игр более трех тысяч лет. Правила многих давно утеряны, забыты их создатели, но они не сдают своих позиций — редкий ребенок не пытается обыграть папу в шахматы! Наше время стало поистине «золотым веком» в плане настольных игр: авторы, педагоги, художники предлагают все более интересные формы «настольного» досуга и, похоже, не думают останавливаться в реализации своих идей. Даже компьютерные игры не смогли конкурировать с ними, потому как настольная игра — это, прежде всего, живое общение, смех, шутки, эмоции.
 
В мире очередной «бум» настольных игр, новых, необычных по форме и содержанию, моделирующих различные ситуации, призванных развивать не только сообразительность, интеллект, но и коммутативные навыки. Они изменились внешне, но, как и прежде, нацелены на то, чтобы взрослые и дети, собравшись дома вместе, могли содержательно и увлекательно пообщаться друг с другом, чтобы абсолютно все (!) у человека играющего было благополучно!
 

Найдите время для настольных игр сегодня

 
Предвидим вопрос: «Но почему именно настольные игры? Чем хуже коллективный просмотр хорошего фильма или совместное «прохождение компьютерного квеста?»
 
Ответить на этот вопрос вы сможете сами, вспомнив свои мечты в тот радостный день, когда вы, наконец, стали родителями. Все нормальные люди хотят, чтобы у них была дружная семья, чтобы асе любили и уважали друг друга - желания эти наверняка и по сей день с вами, но каждодневные заботы дома и на работе оставляют все меньше времени на ЖИВОЕ общение с собственным ребенком. Каждый день мы клятвенно обещаем «поиграть, полепить, порисовать ВМЕСТЕ завтра»... А «завтра» все повторяется вновь. Но мы-то нужны малышу СЕГОДНЯ
 
Именно сегодня он хочет разделить радость от собранной мозаики, именно сегодня он должен научиться проигрывать и побеждать, сыграть свой первый спектакль, собрать свою первую «Монополию» важно именно сегодня! Настольная игра – это маленькая жизнь, которую ребенок проживает вместе с родителями: он радуется и грустит, планирует успех «как папа» или полагается на удачу «как мама», он учится у вас, переживает вместе с вами, вы вместе – единое целое, та семья, о которой вы когда-то мечтали!
 

Приступаем к настольным играм!

 
На первых порах, конечно же, нужен стол! Несомненно, можно обойтись и обычным, но если вашему юному игроку еще нет трех лет, желательно иметь стол на низких ножках с маленьким детским стулом. Комфортно расположившись за столом, посмотрим, что предлагают производители настольных игр самым маленьким.
 
В возрасте от нескольких месяцев до 2—3 лет малышу подойдут различные игровые материалы Монтессори: тематические деревянные рамки и доски с вкладышами. В доске или рамке вырезаны яркие фигурки-вкладыши. Иногда у фигурок имеются ручки в виде деревянных гвоздиков, с помощью которых кроха может вставлять и вынимать фигурки. Завладев такой игрушкой, детишки могут довольно долго увлеченно вкладывать и вынимать предметы из прорезей: входит-выходит, входит-выходит... Вот вам и развитие моторики, и тренировка координации, и отличный повод поговорить о том, что нарисовано на вкладыше. Например, о различных животных и их детенышах, фруктах, игрушках.
 
Умение выделять часть из целого необходимо в любой деятельности. Формированию данного навыка служит собирание различных мозаик и пазлов. Ребенок учится соотносить отдельную фигуру с цельным образом и находить ее место в нем. А начинать надо с простого — с разрезных деревянных фигур. На двух половинках деревянных пластинок изображены животные или предметы. Необходимо подобрать недостающую половинку к уже имеющейся части. В процессе игры малыш узнает много интересного: у кого какой хвост, уши, конечности, окрас: «Это Зебра. Она полосатая. И попа у нее полосатая. Давай-ка найдем заднюю часть Зебры!» А дальше вы можете сочинять целые истории про то, как Зебру зовут, где она живет, с кем дружит.
 
А что, если карапуз проявляет больший интерес к строгим формам геометрических фигур? Запаситесь мягким конструктором из пористого прорезиненного материала (несложные плоские фигуры, состоящие из разноцветных частей). С конструктором можно заниматься не только на столе, но и в ванной, так как детали хорошо прилипают к влажной поверхности. Начиная с 2-х лет, показаны всевозможные варианты деревянного лото. Заполняя игровое поле, ребенок учится. искать подобное, запоминает названия, тренирует речь. Конечно, ему еще трудно усвоить правила. Потеряв терпение, малыш может перевернуть игровое поле и устроить веселый салют. Так это ж здорово: у вас есть повод подвигаться, собирая разлетевшиеся пластинки!
 
Усидчивость и аккуратность требуются не только для лото, но и для домино. В этой игре кроха учится соблюдать очередность, следить за действиями других, концентрировать внимание. Сейчас можно встретить очень интересные варианты деревянного домино. «Сказочное» объединено сюжетом знакомой сказки, например, «Репки». Домино «Противоположности» позволяет в игровой форме развивать логическое мышление, память и наблюдательность. А если вам и вашему малышу станет интересно, почему веселая девочка вдруг стала грустной, или почему в пустом аквариуме появились рыбки, придумайте интересные истории для этих картинок. Еще более увлекательным может стать сочинение историй с использованием домино «Ассоциации»: никогда не знаешь, чем закончится сказка, выкладывая ассоциативную цепочку.
 
Когда вашему чаду исполнится три, смело доставайте с антресоли свои любимые детские «ходилки». А если «память детства» куда-то затерялась, смело отправляйтесь в магазин (там их столько, что глаза разбегаются!) или нарисуйте сами. «Ходилки» с пронумерованными цветными кружками иди секторами, многочисленными стрелочками и неожиданными сюрпризами в виде дополнительного хода не только у увлекут ребенка интересным сюжетом, но и научат играть по правилам, окажут неоценимую помощь в овладении счетом, помогут получить новые знания.
 
А главное, вы сможете выбрать игру в соответствии с возрастом и интересами малыша. Благо посвящены они самым разным темам — от сказок до правил дорожного движения. Берите игры, не требующие стратегических расчетов.
Кстати, в «ходилках» заключен важный воспитательный момент: ребенок в игровой форме узнает, что помимо его собственных желаний, а также пожеланий, ограничений и запретов мамы с папой, есть правила, по которым живут в мире.
 

Напоследок о настольных играх

 
Приглашая ребенка к игре, не забывайте, что у него есть «порог усидчивости». В возрасте от года до двух малыш может сосредоточиться минут на 7—10 минут. Перемежайте «усидчивые» игры с физкультминутками или вводите различные упражнения в правила игры. Если вы, например, нарисовали «ходилку», вставьте в зеленую клеточку задание «попрыгать по комнате лягушкой». Гиперактивным детям такие динамические паузы во время настольных игр просто необходимы!