Детские страхи и как помочь ребенку их преодолеть

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха, и не каждый взрослый может его преодолеть, что уж тут говорить о ребенке? Боязливость ребенка часто считают нормальным явлением и зачастую родители попросту закрывают на это глаза, думая, что с возрастом страхи исчезнут сами. Это самая главная ошибка, ведь если не побороть боязнь в детском возрасте, по мере взросления страхи перерастают в фобии, и даже в психические расстройства.
 

Часто встречающиеся детские страхи и причины их возникновения.

 
Первый, и самый часто встречающийся страх - боязнь темноты. Чаще всего он появляется у детей в 3-5 летнем возрасте. Малыш боится засыпать один, с закрытой дверью, просит включить ночник. Второй распространенный страх - страх смерти, появляется в 6-7 летнем возрасте. И третий - страх быть наказанным, осужденным взрослыми. Он проявляется в раннем подростковом возрасте. В основном, детские страхи встречаются чаще у детей из неполных семей, или в семьях, где  доминирует мать, а отец занимает второстепенную роль. Так же на их развитие влияет частые беспокойства матери, ее нервно - психические перегрузки, постоянная занятость на работе. Многие страхи в возрасте 13-17 лет являются следствием нерешенных тревог и вовремя не оказанной помощи в детстве.
 

Как помочь ребенку побороть страхи.

 
В первую очередь, нельзя ругать ребенка, если он чего-то боится. Лучше всего отвлечь его любыми подвижными играми, любой совместной деятельностью, прогулками в семейном кругу, рисованием. Игра - это способ выражения чувств, посредством нее ребенок моделирует окружающую его действительность, ему она в первую очередь должна приносить радость, удовольствие, поэтому к выбору игр нужно отнестись очень серьезно. В первую очередь психологические  игры служат для того, чтобы преодолеть растерянность в неожиданных ситуациях, скованность,  страх, боязнь темноты и замкнутого пространства, неловкость при попадании в новую, неожиданную ситуацию при общении. Так же это развивает уверенность в себе и помогает преодолеть застенчивость, если эти черты уже развились в характере ребенка.
 

Игры, помогающие преодолеть страхи.

 
1. Пятнашки. В помещении хаотично расставлены стулья, прикасаться к ним нельзя, кто задел - становится ведущим. Пятнать нужно по спине, причем хлопать эмоционально, это уменьшает страх перед болью и наказаниями. Внезапная смена направления движения водящего воспринимается ребенком как стрессовая ситуация, но в игровой форме, что помогает адаптироваться к неожиданностям в жизни. "Только попадись!", "Ну, погоди!", "Я тебе сейчас покажу!", "Лови его!", "Ага, попался!" - эти фразы во время игры воспринимаются с юмором, снимая страх перед угрозами реальной жизни.
 
С помощью этой игры можно обеспечить эмоциональную разрядку, научить быстроте реакции, помочь адаптироваться в коллективе, развить координацию движений и ловкость, улучшить отношения между ребенком и родителями.
 
2. Жмурки. Проводится в той же комнате, препятствия остаются для водящего. Главное правило - ничем себя не выдать, чтобы тебя не обнаружили. Водящему завязывают глаза, это создает впечатление замкнутого пространства, которого часто боятся дети. Задача игроков привлекать внимание водящего не прибегая к речи и не двигаясь по площадке, водящий должен обнаружить игрока и на ощупь опознать игрока. Выигрывает тот, кто больше всех найдет. Эта игра поможет ребенку побороть боязнь темноты и научит ориентироваться в пространстве.
 
3. Прятки. Всем знакомая с детства игра. В начале нужно обозначить места, где нельзя прятаться. Лучше если первым водить будет ребенок, тогда он быстрее преодолевает страх и нерешительность. Игра проходит в эмоциональном напряжении, но азарт не дает проявляться страху темноты и одиночества. Так же исчезает боязнь "приведений", "чудовищ" и т.д.
 
4. Быстрые ответы. Родитель задает ребенку различные вопросы, на которые он должен ответить максимально быстро. Эта игра развивает быстроту реакции, находчивость. Ребенок не теряется при внезапных вопросах или в неожиданных ситуациях.
 

Устранение страхов с помощью рисования

 
Все дети любят рисовать. Чтобы раскрыть малыша, нужно делать это как можно чаще, желательно вместе с родителями. Наилучшие результаты от проецирования страхов на бумагу достигаются в возрасте 5-12 лет, когда ребенок более заинтересован этой деятельностью. С помощью рисования  можно побороть воображаемые страхи, страхи, основанные на реальных событиях, произошедших в прошлом, оставивших эмоциональный след в подсознании ребенка. Страхи рисуются чем угодно - фломастерами, карандашами, красками, желательно чтобы ребенок рисовал вместе с одним из родителей, лучше с отцом. Чем менее строги родители в процессе воспитания детей, тем успешнее эта методика. Эффект данной методики может уменьшиться при наличии конфликтов между матерью и отцом. Страхи ребенка растут, когда он не чувствует безопасность и уверенность в семье.  После того, как рисунок закончен, его нужно обсудить вместе с ребенком.
 

Выявить страхи и проблемы ребенка с помощью рисуночных тестов

 
Рисуночный тест - очень простая и эффективная методика. С помощью нее можно оценить психологическое состояние ребенка и помочь ему решить существующие проблемы. Данные методы получили распространение с начала 50-х годов на Западе. Методика отражает самооценку, уровень агрессии, коммуникабельность. Тест "рисунок человека" Ф. Гудинафа и Д. Харриса, тест "Несуществующее животное" Огинец. Л.В. и Антонова Е.В., тест "Дом-дерево-человек" Д.Бука, тест "Дерево" К.Коха, и тест "Рисунок семьи" В. Вульфа - самые распространенные рисуночные тесты. При выполнении рисунка лист бумаги располагается горизонтально, левая сторона и низ рисунка отражают негативные, депрессивные переживания тестируемого, его неуверенность. Правая - положительные эмоции, активность ребенка. Рассмотрим подробнее тест "Несуществующее животное". Ребенку нужно предложить нарисовать несуществующее животное и дать ему имя. Время для рисования неограниченно. Законченный рисунок нужно тщательно проанализировать, для этого нужно оценить положение рисунка на бумаге(в центре, ближе к левому или правому краю, выше или ниже центра листа), оценить, насколько четкие контуры рисунка, присутствуют ли у животного крылья, шипы, украшающие детали, оценить название животного. Особое значение следует уделить глазам - наличие ресниц говорит о желании ребенка получать комплименты, чтобы им восхищались. "Очеловечивание животного" говорит об инфантильности. Голова повернутая влево - склонность к рефлексии, вправо - активность, действенность. Слишком большой рисунок говорит о эгоцентризме, слишком щепетильно прорисованные губы, шерсть, грива - чрезмерная сентиментальность, чувственность. Чем больше хвост, тем больше у ребенка выражена потребность во внимании. Шипы, панцирь предупреждают о постоянном ощущении опасности, таким образом ребенок защищается от окружающего мира.
 
Чтобы ребенок вырос счастливым, общительным, уверенным в себе человеком, родителям следует очень внимательно относиться и много заниматься с малышом с самого раннего возраста. Ведь с тем, что заложили в детстве, ребенок идет всю жизнь. Родителям необходимо проявлять терпение, мудрость, стараться уделять как можно больше внимания маленькому человечку, и тогда у вас будет самая счастливая и крепкая семья.