Рожденные исследовать или детское любопытство

Как говаривал Эдмунд Бёрк, политический деятель и публицист, “первая и простейшая эмоция, которую мы обнаружим в человеческом сознании - это любопытство”. А дети в этом смысле дадут нам большую фору. 

Подумайте о грудничке, не умеющем даже ползать. Он тянется ко всему болтающемуся и блестящему, пытается снять ваши очки, теребит за нос, тыкает в глаза или засовывает пальцы вам в рот. Малыш охотится за едой взрослых, настигает и хватает свою добычу. Глаза его неотступно следят за движениями родителей, домашних животных или прочих объектов, попавших в поле зрения.
 
Теперь обсудим ползунков. Они умудряются найти крохотную крошку на только что пропылесошенном ковре. Эти карапузы обнаруживают мертвых жучков там, где - вы клянетесь - их никогда не было. Они жуют игрушки, обувь и даже (о боже!) электрические провода. Сорванцы, движимые своим детским любопытством, разматывают рулоны туалетной бумаги, моют руки в унитазе, вытаскивают книги с полок и банки из комодов. Они не разделяют понятий “мое” и “чужое” - все, до чего они могут дотянуться, является их областью для исследования и экспериментов. Да-да, это касается, и сумочки вашей гостьи, и сумки с покупками, и тарелки с кошачьей едой. 
 
Малыши трогают все подряд, хватают товары с полок в супермаркете. Им хочется изучить опавшие листья и хрупкие елочные игрушки. Они задают тысячу и один вопрос: “Что это?”, “Кто это?”, “Что за звук?”, “Чем тут пахнет?”,  “Ну когда мы наконец придем?” и так далее. Карапузы по-прежнему искренне интересуются тем, как все вокруг устроено. И без огромного детского любопытства, без внутренней потребности исследовать и понять, чего ждать от окружающих людей и предметов, наши чада не смогут преуспеть в своем будущем развитии и обучении. Можно сказать и так, что способность устанавливать причинно-следственные цепочки и понимать природу мира будет поставлена под угрозу. 
 
Мы, как родители, должны понимать, что детское любопытство - это часть их жизни. Нам нужно реагировать положительно на все попытки узнать что-то новое, научиться, понять, исследовать. Нельзя наказывать малыша за то, что он что-то трогает в своем доме или там, куда он пришел в гости. Не стоит браниться, если кроха проявляет творчество с предметами, которые он обнаружил, например, вытягивает салфетки из коробки, подбрасывает их в воздух и наблюдает, как опускаются эти маленькие парашюты. Не спешите сделать выговор за то, что они сотворены для исследования окружающего мира.
 
Родительские “нет”, “нельзя”, “не трогай” сбивают карапуза с толку. Когда они устремляются к чему-то интересному, взрослым гораздо лучше присоединиться и вместе изучить свойства находки. Вне зависимости от того, что это - растение, пластиковая тарелка, пульт или шелковый шарф, нужно рассказать малышу, что он видит и что почувствует, дотронувшись. Опишите предмет, используя яркие эпитеты. Погладьте. Проведите ассоциации и помогите установить связь между объектом и окружающим миром. Дайте добро на стремление к познанию, и таким образом, вы поможете карапузу сориентироваться в ближайшем пространстве и сделаете неоценимый вклад в развитие его речевых навыков. А сейчас, только честно, скажите себе, лучше ли это, чем непрекращающиеся запреты?
 
Если в доме есть какие-то ценные вещи или иные объекты, которые не должны попасть крохе в руки, уберите их на время подальше. А оставшемуся не позволяйте быть более важным, чем развитие малыша. Обязательно наступит пора, когда ребенок поймет, что существует что-то ценное для вас или вашей семьи и что надо относится к этим вещам бережно. Однако бесполезно требовать это от ползунка, дошкольника и даже младшеклассника. Держать такие предметы в пределах досягаемости - значит подвергать его постоянному соблазну. Помните, что дети фокусируются на чем-то одном и имеют удивительную способность достигать цели, которая их чем-либо заинтриговала. А потому воспользуйтесь возможностью научить, повести за собой, улучшить их понимание. Именно в младшем возрасте удается лучше всего вдохновлять карапузов на открытия, возбуждать их интерес, обогащать знаниями. Если ребенок постоянно стремится сделать что-то запрещенное, значит, его детское любопытство удовлетворено не полностью. Все просто. И он ни в коем случае не дерзит, как считают многие взрослые.
 
Не знаете, как поступить, когда кроха направляется к книжным полкам? Воспользуйтесь ситуацией: обсудите, что он видит, похлопайте ладошками по обложке, потрогайте страницы. Проверьте, какой звук рождается, если побарабанить пальцами по поверхности книги. Она горячая или холодная, мягкая или твердая, гладкая или шершавая?  Можно ли найти ей иное применение, кроме как читать и рассматривать картинки? Возможно, ничего плохого не произойдет, если малыш в вашем присутствии возьмет книгу с полки и полистает ее, поиграет с ней. Чем больше свободы в использовании вещей из ближайшего окружения мы предоставляем нашим чадам, тем более удовлетворяется их детское любопытство и тем менее вероятно, что они будут хватать и таскать все без разбору.
 
Ну а если ребенка отругали или отшлепали за то, что он трогает какие-то бытовые предметы, он может перестать это делать. Однако, такое поведение вовсе не значит, что карапуз сделал вывод, почему именно не нужно прикасаться к данной вещи. Просто для себя он ассоциирует ее с дискомфортом и болью и лишен возможности для обучения и расширения багажа знаний о действительности.
 
Дети буквально молят рассказать им о том, что они видят, слышат и чувствуют. Их любопытство безгранично и, что важно, естественно. Поэтому просить кроху не трогать окружающие его предметы подобно приказу умирающему от голода не накидываться на еду, лежащую перед ним. Нам, родителям, следует принимать потребность малышей в исследовании. И если мы присоединимся к опытам и экспериментам и забудем о желании запретить и оградить, то, возможно, станем и сами больше стремиться к познаниям.
 
Е.К.
 
Август 2013 г.


Детские коляски LIKO BABY

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!