Решаем вместе с ребенком

Даже у грудничка есть возможность для выбора. Он довольно четко дает знать, во сколько ему хочется спать или кушать, как его надо держать, нравится ли ему щекотка, с какой игрушкой он предпочитает играть и так далее. Поэтому важно, чтобы родители прислушивались к желаниям малютки. Гораздо лучше стараться исполнять эти запросы, чем всеми силами следовать строгому режиму дня новорожденного или общаться с ним в манере, которая нравится взрослым, но доставляет мало удовольствия крохе.

После полугода карапузы имеют больше возможностей для выражения собственных потребностей, а также неудовольствия, если последние не удовлетворяются. Естественно, что наряду с ростом собственных умений,  появляется и масса поводов для конфликтов. Вот почему порой растущее “мастерство” отпрысков порождает смешанные чувства у родителей. Конечно, сердце матери переполняет гордость, когда одиннадцатимесячный карапуз обнаруживает, как можно самостоятельно включать игрушку. Да, теперь ему не надо каждый раз подзывать взрослых, чтобы позабавиться. Однако это умение способно вызвать настоящее столкновение интересов: домочадцы, обезумевшие от громких звуков игрушки, выключают устройство, а упертый ребенок - включает его вновь. Соответственно, остается два варианта для выбора - запретить или подчиниться желаниям малыша.
 
Когда кроха развивает навыки самовыражения с помощью слов, возможность общения и обсуждения становится самым настоящим прорывом в отношениях с карапузом. Ведь теперь взрослый может не просто настоять на своем или уступить, а найти сообща некий третий вариант. Заметьте, это необязательно середина между абсолютной свободой с одной стороны и чрезмерным контролем с другой. Лучшая альтернатива черному и белому - это не всегда серый. Иногда это, например, оранжевый.
 
Важно не просто понять, как много пространства для самостоятельности предоставлять детям или какой процент решений отдать на их откуп, нужно определить для себя способ, как помочь им научиться делать выбор. В одном из исследований родительских тактик воспитания было обнаружено, что малыши, которым предоставлялось много возможностей для принятия самостоятельных решений, росли более активными, отзывчивыми и непосредственными. При дальнейшем рассмотрении выяснилось, что одной лишь свободы недостаточно. Также важен достаточный уровень качественного взаимодействия между родителями и детьми. Поэтому в этом вопросе у взрослых есть несколько задач: способствовать желанию ребенка делать выбор, дать почувствовать, что он принимает решения, а также лелеять охоту к самостоятельности. Однако более сложная цель - найти пути, с помощью которых можно прийти к компромиссу по таким “болезненным” вопросам, как время для сна, место для семейного отдыха и так далее.
 
Представьте себе ребенка, проводящего, по мнению взрослых, слишком много времени у компьютера или телевизора. Некоторые недовольны, но могут лишь пожать плечами: “Что мы можем поделать - сейчас такие времена…”. Другие прячут от детей пульты. Но и одно, и второе -  примеры классической ложной дилеммы. Если родители не одобряют чего-то, но позволяют детям это делать, они дают знак, что им все равно, что они снимают  себя всякую ответственность. Ситуация с телевизором коварна еще и тем, что многие мамы, несмотря на опасения, занимают позицию стороннего наблюдателя, поскольку “ящик” увлекает малышей и дает женщинам драгоценные минуты тишины и спокойствия.
 
Второй вариант (спрятать пульт) тоже вряд ли сработает (по крайней мере, на долгосрочную перспективу). Он только может научить кроху пользоваться силовыми или “подленькими” способами для того, чтобы добиться своего. Общее в этих двух стратегиях - это отсутствие заботы, родительского таланта, умения, смелости. Подход “решаем вместе с ребенком” требует больше усилий, чем позиция “я взрослый, я определяю правила игры” или противоположная “ делай, что хочешь”. 
Более конструктивный принцип начинается с активного слушания, понимания, что ребенок чувствует, что происходит в его жизни. Телепередачи и компьютерные игры интересны огромному числу людей, однако дети и подростки проводят перед экраном или монитором большое количество времени по разным причинам. Один подавлен ситуацией в семье, другой прячется от нелюбимых дел (в том числе от общения со сверстниками). Помимо умения слушать и слышать важно быть искренними по поводу собственных чувств и постараться найти решение вместе. Например: “Ты знаешь, это кажется тебе справедливым, но вызывает у меня опасения. Давай обсудим и попробуем разные варианты?”.
 
В случае с телевизором и компьютером компромиссом может быть оговоренное и разумное количество времени, проводимого перед экраном или монитором, а также определение разрешенных программ или игр (с приведением доводов). Однако это лишь начало. Главное - разобраться в глубинных причинах, сделавших телевизор лучшим приятелем ребенка. Возможно, стоит проводить больше времени вместе за теми занятиями, за которые проголосует малыш.
 
Еще пример: разрешать ли карапузу самостоятельно открывать и закрывать окна в автомобиле. Один из очевидных выборов - заблокировать кнопки с водительского места. Другой - позволить побаловаться, ведь рано или поздно игра наскучит. Однако, если это может вызвать какие-то проблемы, нужно потратить некоторое время и доходчиво объяснить, в чем ее суть и призвать не увлекаться открывание окна.
 
В целом, такой подход работает со многими детьми, когда они понимают, что к ним относятся с уважением и позволяют принимать участие в решении сложных задач. И напротив, когда к малышам применяют традиционные жесткие воспитательные методы, они ведут себя, как в поговорке “Дай ему пальчик, он руку по локоть откусит”.
 
В общем, выбор родителей в ситуации тысячи и одной загвоздки, которые возникают в общении с детьми, лежит где-то между контролем и обучением, между созданием атмосферы доверия или постоянными проверками, между силовыми методами воздействия или воспитании ответственности, между краткосрочной перспективой или родительством, направленным на далекоидущие цели.  Да, это нелегкая задача, однако, если есть возможность, решаем ее вместе с ребенком!
 
Е.К.
Август 2013 г.

Детские автокресла для новорожденных

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!