Производство автокресел в России. Начало. Что дальше?

ООО «ЛИКО» с 2005 года занимается импортом и торговлей детскими автомобильными креслами.  За годы работы удалось накопить знания и опыт в области производства и продаж автокресел, чем считаю нужным поделиться на страницах нашего сайта.

Рынок автокресел в России начал стремительно развиваться с первых месяцев 2007 года. С 1 января 2007 года вступил в силу пункт 22.9 Правил дорожного движения (ПДД), который установил обязательное использование специальных детских удерживающих устройств для перевозки детей в транспортных средствах. Пункт планировалось ввести в действие еще 1 января 2006 года,  но Постановлением Правительства РФ  от 27 февраля 2006 г. № 109 его введение было отсрочено на год. Причиной переноса сроков стало отсутствие на российском рынке предложения    специальных детских удерживающих устройств для перевозки детей. Скорей всего, подразумевалось, что в период с 27 февраля 2006 года до 1 января 2007 года предложение будет сформировано, а родители-автомобилисты своевременно в свободной продаже смогут приобрести  необходимые устройства. Под определение детских удерживающих устройств в ПДД идеально подходили импортные автокресла для детей. Российских производителей автокресел в тот период не было. Таким образом, в период до 1 января 2007 года рынок мог наполняться за счет автокресел со стороны импортеров. Создать производство автокресел в РФ за такой короткий промежуток времени было невозможно.

В 2007, 2008, 2009 гг. количество импортеров детских автокресел выросло в разы, начали появляться и российские производители автокресел. Весной 2009 года на 9 месяцев отменили таможенные пошлины на автокресла. Снизив нагрузку таможенных платежей, государство попыталось сделать цены на автокресла более доступными. Усилившаяся между импортерами ценовая конкуренция и отмена таможенных пошлин ослабили позиции предпринимателей, создающих производства автокресел в РФ. По истечении 9 месяцев пошлины  на автокресла так и не вернулись, при этом спрос на автокресла большей частью закрыт предложением от импортеров.  А что же российские производители?

С большим уважением относимся к предпринимателям, которые предпринимают попытки создать производство в России. С некоторыми российскими производителями автокресел неоднократно приходилось встречаться лично для обсуждения возможных вариантов сотрудничества. В ходе и после таких встреч возникало много вопросов. Каковы перспективы создания производства автокресел в РФ? За счет чего российские автокресла могут конкурировать с импортными? Есть ли шансы у российского производителя получать прибыли в долгосрочной перспективе? Почему ведущие компании мира выносят производства автокресел в страны Юго-Восточной Азии, а в России пытаются копировать дешевые китайские автокресла?

Основным недостатком российских производителей является отсутствие уникальных моделей автокресел, которые разработаны и испытаны в России. Все, что предлагают наши фабрики, есть копии и аналоги бюджетных китайских автокресел, которые уже широко представлены и пользуются спросом на российском рынке. Такой подход обостряет конкуренцию, но не даёт абсолютных преимуществ для российских производителей в долгосрочной перспективе. Пока есть  незанятые ниши на рынке автокресел конкуренция будет скрытой, в дальнейшем она обострится, и выиграют китайские автокресла. Вторым по значимости недостатком является отсутствие в России фабричных производств комплектующих и материалов для автокресел, сейчас они ввозятся из-за рубежа. Это значительно ограничивает наших производителей в разработке и развитии модельного ряда, выборе цветовой гаммы и фактуры чехлов. Показательно и то, что в РФ нет успешного широкомасштабного производства  колясок, велосипедов, стульев для кормления, обуви и т. д.  Спрос на эти товары появился задолго до того, как начал формироваться спрос на автокресла. Но по ряду макроэкономических факторов производить такие товары за границей выгоднее.

Японское автокресло SARRATO.jpgСвои производства в Китай выносят всемирно известные брэнды, среди них есть и производители автокресел. К примеру, взять японскую компанию CARMATE, которая выпускает автокресла под торговой маркой AILEBEBEв Японии и Китае. (См. презентацию CARMATE под текстом статьи.) Компания поставляет детские автокресла на внутренний рынок Японии и на экспорт, в том числе и в Россию. Независимо от страны происхождения каждая модель автокресел AILEBEBE уникальна, здесь четко прослеживается ноу-хау японцев. Автокресла, произведенные в Японии, имеют более сложную конструкцию и в разы дороже тех, что имеют китайское происхождение. При этом себестоимость китайского автокресла от японских разработчиков в разы выше себестоимости обычного китайского автокресла, как раз по причине его технологичности и уникальности. Российские же производители автокресел пытаются воссоздать дешевле то, что ранее было создано дешевым в Китае. С этим можно поспорить, но для нас это так.

Непонятно будущее российских производителей автокресел. Конечно, их автокресла будут пользоваться спросом, точно также, как пользуется спросом отечественный автопром. Но получат ли они ресурсы и прибыли, за счет которых можно будет развиваться и расширять границы рынка сбыта? Время покажет. Мировая практика диктует, что  на данный момент работа с корейскими, китайскими, японскими производителями автокресел является более перспективной. Производители из Юго-Восточной Азии располагают большим потенциалом и ресурсами. Даже в случае возврата в РФ таможенных пошлин на автокресла, российским производителям без введения инноваций конкурировать с китайскими фабриками будет непросто.

Отдел закупок ООО «ЛИКО»

Февраль, 2011

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!