Когда дети начинают смеяться и что есть причина их смеха?

Говорят, если кто видел как смеется ребенок, обязательно захочет увидеть это еще раз… Несомненно,  это яркая  и неожиданная эмоция. Первый смех ребенка родители услышат на много позже,  чем он начнет улыбаться и проявлять признаки радости при встрече с вами. И если своей улыбкой он одарит вас с месяца (а иногда и раньше), то услышать его смех вы можете, начиная с трех. Обычно смех «созревает» с 3 до 5 месяцев, в среднем с четырех.

И это значимый период в жизни ребенка, точнее это начало нового периода. Дело в том, что для «смеха» в организме нужен особый этап слияния тела и нервной системы, когда эмоциональное возбуждение как бы «вливается» в огромное количество мышц и, прежде всего,  голосовых и мимических. С этих пор у эмоционального возбуждения появляется новый способ выражения – смех,  который является,  так сказать, «инструментом» человеческих эмоций, а для вас, родители, сигналом… значит ему хорошо, приятно, весело и у вас с ним хорошее взаимопонимание. В общем, вершина ваших взаимоотношений. Если вы обратите внимание, то обязательно заметите, что в первые месяцы жизни ребенка его движения  не только малокоординированны, т.е. не очень точные,  но  еще и избыточные, т.е. их явно «больше» чем нужно для выполнения какого либо действия. Еще одной особенностью движений ребенка является то, что он выражает себя «всем телом». Если он радуется, то двигаются в нем и руки и ноги, если огорчается, то «огорчается в нем все». В физиологии это называют генерализованный ответ и подразумевают, что возбуждение двигается во многих направлениях, постольку, поскольку процесс, ограничивающий возбуждение, развивается постепенно и сам по себе вторичен.

Если вы заметили, то мы взрослые и сами иногда «выдаем» генерализованные реакции, когда активно жестикулируем, хлопаем руками, топаем ногами и делаем прочие, не всегда уместные вещи. Однако у взрослого человека, они все же  оформлены в понятные движения, да и причины их  обычно понятны. Другое дело дети, у них еще нет наработанных движений и навыков общения. Согласитесь, что если взрослый человек стучит кулаком по столу, это уже достаточно выраженный навык общения, пусть он и «сомнительноэтичный», но он понятный.  Для того, что бы произвести такой навык необходимо, что бы возбуждение в центральной нервной системе имело четкие «каналы» для своего движения иногда говорят «было канализировано». Так вот,  формирование канала для движения возбуждения - это дело времени, а точнее возраста, чем старше ребенок, тем больше и четче выражены эти каналы и разнообразие его движений и мимики начинает радовать и забавить нас.

Итак,  для смеха (как это ни странно звучит) необходим  «канал смеха»,  который соединит некоторое озеро эмоционального возбуждения с голосовыми и мимическими мышцами. Как только такой канал начнет появляться, вы услышите смех. Но вы не только его услышите, вы его обязательно увидите,  останется генерализованный ответ, т.е. ответ «всем телом».

К счастью для нас для всех, некоторый остаток этой самой «детской генерализации», остается с нами на всю жизнь. Мы смеемся «всем телом», хотя и не столь выражено как дети…. И в смехе мы все остаемся детьми.

Вам очень хочется услышать смех своего ребенка? Тогда не забудьте, что скорость формирования «канала смеха», хоть и  природой обусловлена, но вами может регулироваться. Дело в том, что смех – это эмоциональная реакция, а в физиологии это означает, что есть  «пункты переключения»  возбуждения, проще сказать легкие «щекотательные» движения в области, например, животика  ребенка, «собираются и формируются» в области некоторых подкорковых центров и лимбической системы. И вот отсюда стройным потоком отправляются на исполнительные органы, и мы видим улыбку и слышим смех. Схема эта хоть и приблизительная но для нашей темы вполне достаточная.  Из нее видно, что возбуждение «собирается», так что «резкими движениями» вы вряд ли добьетесь смеха.  Не забудьте – смех это несомненный признак интеллекта, поскольку сам по себе является информационным, т.е. для нас с вами смех ребенка – это информация о нашем  уровне взаимопонимания. И обеспечивается такой уровень информационной значимости у человека  очень высоким уровнем организованности живого организма, называемым разумной жизнью.

Итак, дети начинают смеяться приблизительно с четырех месяцев и вы можете помочь развиваться этому смеху если начнете, прежде всего, общаться с ребенком. Ваши улыбки и ваш смех направят и ускорят этот процесс у вашего ребенка, он захочет повторить ваши реакции… Не переусердствуйте – только искренние улыбка и смех способны помочь этому процессу. Кажется невероятным, но искренность во взаимоотношениях имеет четкую физиологическую форму, дело в том, что неискренняя, натянутая улыбка происходит из других «источников» в мозге, это по большей части моторные зоны. Искренность же – это эмоциональная реакция, а ребенок «ищет» способы выражения именно эмоциональных реакций. Так что фальшивой улыбкой и искусственным смехом его не обманешь, так же как, впрочем, и взрослого… Однако ж, наверное, не надо требовать от ребенка, что бы он начинал смеяться в первые месяцы жизни. В эти месяцы у растущего организма много других забот.

Итак, вы общаетесь с ним, разговариваете, шутите, а стало быть,  улыбаетесь и смеетесь. Да и время подходящее, ему скажем 10-12 недель, далее можно сказать это ваше творчество – некоторые «дуют» на животик, некоторые хлопают в ладоши, а у кого-то,  хорошо получается «корчить рожицы» и самому смеяться. Кстати в паре «работать» лучше: один смешит – другой смеется. Так что творчество проявить придется. Правда процесс этот приятный и лишь с научной точки зрения выглядит скучно.

Оцените еще одну выгоду того, что вы «ожидаете» смех и делаете что-то для его появления – вы обязательно обнаружите, индивидуальность вашего ребенка, возможно, вы найдете нечто особенное, что его смешит. Если так, вам повезло! Знаете с чем вы столкнулись? Вы столкнулись с личностью, с ее исключительностью, ее особенностью… Кто знает, может, собирая вот такие особенности,  вы поможете своему ребенку со временем найти себя как исключительную личность, а не пойти «как все, куда все»…

Вы заметили как детский смех отличается от взрослого? Прежде всего, он заливистый, если вы обнаружите нечто, вызывающее смех у малыша, то повторять этот смех вы можете достаточно долго. Например, старинным приемом типа «идет коза рогатая» с изображением «бодания» можно вызвать заливистый смех многократно и хотя в описании этот прием звучит достаточно скучно, тем не менее, многие родители расскажут вам, что именно этот нехитрый способ насмешить ребенка дает ошеломляющие результаты. Постарайтесь и здесь не переусердствовать. Поскольку смех ребенка штука приятная, то появится соблазн повторять его снова и снова.  Иногда это приводит к икоте и перевозбуждению, ребенок может плохо засыпать и часто просыпаться. Будьте разумны, и если вам удалось рассмешить ребенка, обязательно «поиграйтесь» с ним этим способом, а далее переключите его внимание на другой интерес. Переключение процессов возбуждения, один из ведущих механизмов гармонии личности, пользуйтесь им плавно и, со временем, ребенок станет делать это самостоятельно. Переключится «со смеха» обычно помогают яркие игрушки, необычные звуки, в общем, очень многое. В арсенале родителей всегда найдется десяток-другой «переключающих» способов, и не «стесняйтесь» применять новые.

Единственное,  о чем стоит себе напомнить  –  старайтесь плавно переключать внимание ребенка и вы получите возможность управлять этим механизмом, как заправский водитель управляет своей машиной. Есть такое старинное выражение – «не доводите ребенка до икоты», смысл его понятен и без пояснений.

Будьте терпеливы и последовательны, и смех вашего ребенка станет для вас не только приятной неожиданностью, но и постоянной радостью в вашем доме.

Май, 2012

Коляски трости оптом со склада в Москве

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!