Как заниматься речью ребенка

Произнесение малышом первых осознанных слов - это огромный прорыв в его развитии. Родители с нетерпением ждут, когда карапуз заговорит, а первые “мама” и “папа” вызывают слезы умиления. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо заниматься речью ребенка практически с самого рождения (и более того, начинать налаживать контакт  еще во время беременности). 

Период новорожденности

 
- Так ли это необходимо? Быть может, стоит подождать момента, когда кроха будет в состоянии произносить слова? - можете спросить Вы. Ответим следующим образом: нужно непременно разговаривать с новорожденным на самые различные темы и откладывать активное общение на более поздний период никак нельзя! Отношения с близкими - это единственный источник эмоций, информации для крохи. Конечно, на данном этапе очень важен невербальный контакт - мамино тепло, улыбки, объятия, прикосновения и  поглаживания. 
 
Но и на словесный контакт младенец очень хорошо откликается: поют тихим ласковым голосом песенку - улыбается, громко и строго отчитывают - хмурит брови. Пока что он в большей степени ориентируется на эмоциональную окраску речи, однако уже сейчас надо привыкать беседовать с крохой на взрослом языке, избегая чрезмерного сюсюкания и упрощения слов. Ухаживая за карапузом, рассказывайте ему народные потешки или детские стишки на тему умывания, еды, одевания и так далее. Укачивая на сон, спойте колыбельную. Процесс такого пассивного общения обогащает формирующееся сознание младенца, дополняет источники восприятия окружающего мира, формирует его личность.
 

Первые осознанные звуки

 
На втором-третьем месяце жизни кроха понимает, что он может произносить что-то, отличное от плача. Детский смех и невольно вырвавшиеся слоги сначала вызывают удивление у ребенка, а потом ему начинает нравиться его новые возможности. Радуясь, повторяя звуки за малышом, родители стимулируют развитие способности общаться вербально и выражать с помощью слов свои мысли и эмоций. Получая отклик на свои старания, чадо с удовольствием будет пытаться снова и снова.
На этом этапе читайте карапузу много стихов и рассказов, ставьте различные аудиосказки, обращаясь к ребенку, варьируйте громкость и тональность. Так он будет учиться выделять слова из разговора, привыкнет к различным видам  речи.
 

Первый лепет

 
Малыш активно тренирует навык произнесения звуков и пробует гулить с различной интонацией. Ближе к полугоду он начинает произносить согласные и складывать слоги - ма, па, ба и так далее Ребенок усваивает простейшую структуру слов и пытается общаться с помощью освоенного лепета: на (возьми), да (дай), ди (иди). 
В этом возрасте малышу нужно дать понять, что он может воспроизвести услышанное. Для этого родителям следует, во-первых, произносить уже знакомые звуки, чтобы кроха повторял.  Во-вторых, вводите новые простые слоги в оборот, проговаривая их четко и медленно, наглядно демонстрируя артикуляцию губ и языка. Важно уделить особое внимание произношению схожих букв, чтобы карапуз не путал их и с раннего возраста осваивал правильную речь. В-третьих, и большинство родителей это так или иначе делают - тренируйте звукоподражание, повторяйте мяуканье кошки и лай собаки. И, наконец, старайтесь комментировать свои действия, которые делаете вместе с крохой или у него на виду. Все вышеперечисленное будет способствовать развитию речи малыша и накоплению словарного запаса.   
 

Связь речи и действия

 
Постепенно карапуз понимает все больше, осваивает новые навыки. В 8-10 месяцев дети могут помахать ручкой в ответ на прощальный жест и фразу “пока-пока” или “до свидания”, принести какой-то предмет по просьбе взрослых. Важно, чтобы на этом этапе вместе с ростом ребенка развивались и его речевые навыки. Привычный лепет должен постепенно перерастать в новые слоги, сочетания и простые слова. Малыш должен стать не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процесса. Если он слышит вопрос "где?", то логично, чтобы он поискал этот предмет вместе со взрослым. Сообща убирайтесь, одевайтесь, готовьте еду, комментируя действия юного помощника.
 

Развитие речи после года

 
К первому дню рождения дети понимают достаточно много и способны выполнить несложные поручения. Однако развитие устной речи значительно отстает: довольно часто родители отмечают, что ребенок понимает значение слова и показывает на соответствующий ему предмет,  но самостоятельно произнести его название сможет лишь спустя несколько месяцев. Замечено, что мальчики начинают говорить чуть позже девочек. Некоторые дети постепенно осваивают новые понятия, другие довольно долго “молчат”, а потом вдруг резко удивляют окружающих богатым лексиконом.
 
К полутора годам в памяти у детей 30-35 простых слов, состоящих из 1-2 слогов. Не всегда они произносятся достаточно четко, но близкие, как правило, хорошо понимают эти попытки общения. Затем наступает черед, когда карапуз начинает строить элементарные фразы. В этом возрасте также очень важно постоянно заниматься речью ребенка  - много читать, рассказывать сказки, потешки, считалки, петь песенки и прибаутки. 
 
К двум годам малыш осваивает до 300 слов, формирует сочетания, задает вопросы. Непременно подробно отвечайте на них, вводите в оборот более сложные слова, тренируйте правильное произношение звуков (на помощь придут скороговорки, специальные стишки).
 
Формирование артикуляционного аппарата заканчивается после 3 лет, однако у некоторых детей этот процесс растягивается и до 5-6 лет. В течение всего этого не забывайте заниматься речью ребенка, помогайте развивать способность к общению. Не паникуйте, если все дети в песочнице уже начали говорить, а ваше чадо пока молчит. Однако и расслабляться окончательно и пускать все на самотек тоже не стоит. Нужно проконсультироваться со специалистом, если какой-то этап развития речи не укладывается в самые критические сроки несмотря на старательные занятия родителей. Помните, что способность говорить - это возможность самостоятельного общения с окружающим миром.
 
Е.К.
Март 2013 г.

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!