Как научить ребенка делиться

Довольно часто на детской площадке приходится наблюдать, как дети в песочнице плачут взахлеб, пытаясь отобрать друг у друга лопатку или машинку. Мамы зачинщиков пытаются успокоить или отвлечь карапузов. Однако регулярно можно слышать эпитет “жадина” и видеть, как предмет спора отнимается силой и возвращается хозяину. 

Период эгоизма и желание владеть безраздельно какой-то вещью есть в жизни каждого ребенка. До года малышу даже физически сложнее отдать игрушку -  способность  расслабить мышцы кисти развивается значительно позже, чем умение сжать кулак. Ближе к трем годам наступает очередной “жадный” этап: окончательно формируется осознание себя в качестве отдельной личности, и довольно часто в этом возрасте от карапуза можно слышать по многу раз за день категорическое “Мое!” или “Я сам!”.  Однако нормы и правила социального поведения дети этого возраста уже вполне могут усвоить, цивилизованно играя сообща. Осознанное же стремление поделиться приходит примерно в 6 лет, когда маленький человек начинает познавать чувство сопереживания, пытается ставить себя на место другого. Как научить ребенка делиться?
 
1. Когда родители просят отдать что-то, а малыш зажимает руку, не надо отнимать силой, это заставит его лишь сильнее сжать пальцы. Лучше сесть рядом, погладить кулачок и предложить для обмена другую вещь. 
 
2.  Стоит почаще практиковать игры или сообща участвовать в делах, требующих совместного использования или обмена. Можно дать малышу несколько предметов, печений и попросить поделиться с теми, кто находится в комнате, или угостить всех его друзей в детском саду. Ну а сказки,мультфильмы и ролевые игры, в которых щедрые герои оказываются в победителях, а жадины оказываются в изоляции, помогут подкрепить практические занятия. Сюжет нужно обсудить с ребенком, выяснить, отчего персонаж попал в такую ситуацию, чего он добился своими поступками. Однако не стоит сразу выдавать правильный ответ и настаивать на этом мнении, лучше, если к нужным выводам кроха придет самостоятельно.  
 
3. Все игрушки можно разделить на две части: одна - собственность карапуза (подарки от родных и друзей или особо любимые забавы), другая - “мамина” (вещи, которые купили малышу родители).  Соответственно, предметами из первой кучки ребенок распоряжается самостоятельно, а если хочет поиграть машинкой, куклой или конструктором из второй - спрашивает родительского разрешения. 
 
4. В семьях, где растет несколько детей, часто случается ситуация, что старших насильно заставляют отдать игрушку, если ее захотел взять младший. Однако очень важно акцентировать внимание малыша на право другого обладать какой-то вещью. Один из способов удовлетворить желание обеих сторон -  ввести принцип попеременного владения забавой, когда каждый играет ею в течение определенного времени, обозначенного таймером. Если и этот вариант не действует, рассудить спорщиков можно, сказав им, что предмет раздора отправится на отдых в шкаф, пока они на научатся пользоваться им совместно. Также желательно, независимо от количества детей в семье, чтобы у ребенка было собственное место за столом, пусть даже на стульчике для кормления, свой крючок для полотенца и так далее. Если родители, родственники или няня хотят взять что-то из вещей малыша, нужно спросить разрешения и быть готовыми и к отрицательному ответу. Соблюдение границ личного пространства поможет воспитать уважение к чужому имуществу.  
 
5. Бывает, что карапуз особенно полюбил какую-то конкретную игрушку, и просьба поделиться ею с кем-то может вызвать бурю негодования у крохи. Не нужно настаивать, лучше выяснить, действительно ли он не желает, чтобы кто-то пользовался ею. Особенно часто проявления жадности возникают, когда к ребенку приходят гости и другой малыш пытается взять его любимую машинку или куклу. В этом случае рекомендуется до прихода посетителей ее временно убрать, подготовив такие развлечения для детей, пользоваться которыми можно сообща - конструктор, мячи, кубики.  Надо заранее рассказать, что играть вместе с друзьями очень весело и что если он сегодня поделится своими “сокровищами”, то и ему впоследствии с большей охотой дадут что-либо. После визита очень полезно заметить, как кто-то обрадовался, когда кроха преподнес подарок или дал попользоваться своими вещами.
Если же в гости отправился ваш отпрыск, неплохо взять с собой одну-две забавы, чтобы маленькому хозяину было проще расстаться на время со своими игрушками. Однако надо сразу обратить внимание обоих на том, что по окончании визита законный владелец унесет домой эти предметы.
 
6. В момент спора на детской площадке не следует, повинуясь чувству стыда за свое чадо, сразу же отнимать у него игрушку и возвращать законному владельцу или требовать непременно поделиться своим совком с другим малышом. Во-первых, это может вызвать злость и раздражение, но никак не поможет научить ребенка делиться. Во-вторых, требование, да еще и снабжаемое уничижительными эпитетами вроде “жадина”, поставит его в неловкое положение перед сверстниками. И, наконец, дети должны сами научиться находить пути выхода из сложившейся ситуации. 
Здесь может быть несколько вариантов поведения родителей. Первый: ребенок совсем маленький, только начинает общаться со сверстниками и мама застала тот самый момент, когда карапуз выхватил игрушку у соседа. Можно извиниться, предложить малышу не менее интересную замену, увлечь его и вернуть вещь владельцу. Если же спор в разгаре, и ребятня никак не может поделить предмет, стоит воззвать к их ответственности и предложить варианты решения проблемы, исключая момент поиска виновного. В дальнейшем стоит понаблюдать со стороны, получается ли у ребенка самостоятельно находить компромисс в подобной ситуации. 
Дома, в спокойной обстановке, можно обсудить конфликт и объяснить, что жадничать и драться из-за игрушек нехорошо. И, напротив, если малыш проявил щедрость и великодушие, нужно похвалить его и объяснить важность такого поведения.
 
7. Хорошо подкреплять практику собственными примерами щедрости: дать откусить яблоко или предложить выбрать конфету из подаренной бабушке коробки, разрешить воспользоваться мамиными вещами, чтобы дочка могла нарядиться принцессой. 
 
Чтобы научить ребенка делиться, не нужно его к этому принуждать, вместо этого необходимо создать среду и отношения, побуждающие его к такому поведению. Акцентируйте его внимание на положительных моментах и хвалите за щедрость.
 
Е.К.
Март 2013 г.

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!