Дети. История всероссийского обмана

Сравнительно недавно в эфир телеканала НТВ вышла передача «Дети. История всероссийского обмана». Тема безопасности товаров для детей, которая была озвучена в программе, достаточно актуальна и имеет право быть освещенной на страницах нашего сайта. Я длительное время прожил в Китае, в том числе в г. Суйфэньхе, до которого 3-4 часа езды на автобусе из г. Владивосток, и г. Гуанчжоу, до которого от того же Владивостока нужно добираться на самолете с пересадками 5-6 часов. Именно эти города Поднебесной были показаны в заключительной части передачи, где объектом обсуждения стали некачественные китайские игрушки и детская одежда. Показали всю правду, но хочется добавить деталей о схемах и расчете российских и китайских предпринимателей.

 Suifenhe.jpg

Кто они эти предприниматели и на ком строится их прибыльный бизнес.

Челноки – предприниматели, специализирующиеся на поставках детской одежды, игрушек и других товаров из Китая. Как правило, такие люди приобретают небольшие оптовые партии детских товаров на стоковых китайских рынках. Такие рынки есть как в приграничных китайских городах – Суйфэньхэ, Хэйхэ, Хуньчуне, так и в крупных китайских городах центральной и южной части Китая – Гуанчжоу, Пекин, Иу, Шаньтоу. Цены на значительную часть товаров в таких местах близки к их себестоимости, а иногда и ниже её. Причина низких цен – невысокое качество товаров, отсутствие какого-либо контроля над качеством товара со стороны китайских властей. Такие рынки создаются специально для поддержки местных производителей. Здесь часто реализуется неликвид, товар, который не прошел контроль качества в рамках контрактного производства и от которого отказался заказчик. Реализация неликвида российским челнокам помогает китайским производителям освободиться от убытков. Услуги по перевозки сборных грузов предлагают прямо на этих же оптовых рынках. После того, как челнок сформировал товарную партию, она переправляется в Россию без всяких разрешительных документов. Коммерческий товар ввозят в Россию под видом своего личного багажа, либо контрабандой. Детская одежда и товары для детей, которые попадают с этих рынков в российскую розницу, отличаются отсутствием этикеток на русском языке и ярлыков с указанием страны происхождения товара, нарушением индивидуальной фабричной упаковки, зачастую со специфическим запахом.

fabrika_v_Kitai.JPG

Предприниматели – контрактники, размещающие заказы напрямую или через агентские компании на китайских фабриках. У таких предпринимателей есть возможность управлять качеством товара, но это всегда нивелируется скидками, которые требуют российские предприниматели или их агенты. При этом агенты не всегда требуют скидки по поручению заказчика товара из России. Девушка-переводчик из сюжета программы«Дети. История всероссийского обмана» продемонстрировала знания в части того, как снижается первоначальная себестоимость контейнерной партии пластиковых бутылочек на 7000 долл. Такие знания есть у большинства агентских компаний, оказывающих услуги российскому бизнесу на территории КНР. Процесс происходит примерно так. По заказу предпринимателя фабрика изготавливает предпроизводственный образец изделия на утверждение российскому заказчику. Образец изготавливается самыми лучшими мастерами фабрики и из самого лучшего по своим свойствам сырья. По качеству к нему нет претензий, но российские заказчики и их агенты всегда стараются отжать фабрику по цене на единицу изделия, при производственных объемах получаются значительные суммы. В итоге получается следующее: китайский производитель соглашается на понижение цены на изделие, но при этом умалчивает, что заказ будет выполнен из сырья более низкого качества, либо на другой фабрике, которая не может по своему технологическому оснащению выполнить заказ согласно утвержденным образцам. В результате предпринимателям приходится отказываться от товара вообще, либо платить за то, что получилось в результате «торгов» с фабрикой. Как правило, для принятия решения о том, что забрать и оплатить китайскому производителю предприниматели следуют следующему принципу: «Забираем все, что можно будет продать, т. е. то, за что будет готов заплатить конечный потребитель.» Ведь конечному покупателю Важен внешний вид изделия, его форма, упаковка, а содержание отходит на второй план. Опасность одежды и товаров для детей, которую можно обнаружить только при помощи специальных знаний и исследований, не сможет повлиять на их массовый спрос в России. Бизнес – есть бизнес, главное прибыль. Зачем работать над качеством товара, когда он и так находит своего потребителя среди российских граждан?

Предприниматели из США, Кореи, Японии, стран ЕС размещают свои собственные производства в Китае. Они инвестируют в производства матриц, технологии, платят налоги, покупают в собственность производственные помещения, нанимают квалифицированную рабочую силу. Такие фабрики являются «закрытыми», разместить там заказы без участия инвесторов практически невозможно. С таких производств выпускается высококачественная брэндованная продукция детского ассортимента, которая пользуется спросом во всем мире, в том числе и самом Китае. При такой организации производства торговаться со своими инвестициями в ущерб качества нет никакой мотивации. Наоборот такой подход призван обеспечивать конкурентные преимущества по неценовым факторам на рынке. В России товары с этих фабрик принято считать американскими, немецкими, японскими, такой эффект достигается за счет торговых марок, права на которые принадлежат инвесторам от той или иной страны в китайское производство.

Как же бороться со злом некачественных товаров для детей, которое процветает в России?

На мой взгляд, проблема не в российских предпринимателях, а в том, в каких условиях им приходится работать. Прежде всего некачественный товар снова и снова попадает на российский рынок по той причине, что на него есть спрос. Доходы основной массы населения России не позволяют покупать качественные высокотехнологичные товары для детей, приходится выбирать лучшее из худшего. Качественные товары для детей в России есть, их можно ввозить и даже производить еще больше в том случае, если на них будет платежеспособный спрос. Таким образом, рост доходов населения одновременно с разъяснительной работой СМИ, Интернете о некачественных товарах (названия и адреса мест продаж, торговые марки и т. д.) способен уменьшить долю их присутствия на российском рынке. Пока для предпринимателей будут действовать неравные/нестабильные условия при пересечении товаров через российскую границу, в органах сертификации товаров и прочих надзорных инстанциях, у каждого из них будет стремление сократить себестоимость товара даже в ущерб его качеству, например, «поторговаться» с поставщиком/производителем из Китая. Эти же самые неравные и непонятные условия сковывают развитие российского производства товаров для детей, где государству намного проще контролировать и задавать стандарты качества.

Виктор Радьков

Апрель, 2011

Возврат к списку

Подпишитесь на нашу рассылку,

и будьте в курсе последних событий!